Законотворчество

Инициатором законопроекта № 1039273-6 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», является Виталий Бахметьев.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которые предполагают освобождение от обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных от реализации бытовой макулатуры. В настоящее время в Российской Федерации объем твёрдых бытовых отходов и приравненных к ним отходов нежилого сектора в расчёте на одного человека составляет от 230 до 280 кг/год. («Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов», разработаны институтом экономики ЖКХ от 2003-01-01, 01.10.2008). Процент содержания макулатуры в твёрдых бытовых отходах и приравненных к ним отходах нежилого сектора в среднем составляет около 40%. Таким образом, в расчёте на одного человека в Российской Федерации образуется около 14 кг макулатуры в год или около 2 100 000 тонн ежегодно в расчете на все население Российской Федерации. Из них лишь около 21 000 тонн повторно используется (около 1%), тогда как 2 179 000 тонн вывозится на захоронение. Вместе с тем, аналогичный показатель для стран с развитой системой повторного использования макулатуры достигает 70%.

Сравнительно низкий уровень заготовки макулатуры в России объясняется слабой вовлеченностью населения в этот процесс, в том числе, отсутствием практики раздельного сбора мусора. По экспертным оценкам, в настоящее время через приемные пункты для физических лиц
заготавливается всего 1-3% макулатуры от общего объема сбора, тогда как их потенциал в этом процессе оценивается в 15-20%. В то же время, в Западной Европе на жилой сектор приходится около 38% всей собираемой макулатуры.

Одной из ключевых задач повышения доли повторного использования макулатуры и, соответственно, уменьшения количества твердых бытовых отходов, должно явиться увеличение собираемости макулатуры, в том числе за счет её самостоятельной заготовки и сдачи физическими лицами. Принимая от населения макулатуру, организация выплачивает физическим лицам денежные суммы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признаются доходами у физического лица, облагаемыми НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Однако на практике налоговые поступления в бюджет от взимания НДФЛ с реализации макулатуры отсутствуют. Основная часть физических лиц, занимающихся заготовкой макулатуры, не декларируют свои доходы по причине:
— недостаточной осведомленности о своих обязанностях по
самостоятельной уплате НДФЛ;
— сложности заполнения декларации 3-НДФЛ;
— отсутствия у налоговых органов сведений о полученных физическим
лицом доходах.
Но даже если физические лица и задекларируют свои доходы от реализации макулатуры, уплата налога ими все равно производиться не будет, поскольку они используют имущественный налоговый вычет при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, предусмотренный п.п.1 п.2 ст.220 Налогового кодекса РФ.
При средней цене макулатуры 4 руб. за 1 кг для превышения максимальной суммы налогового вычета в 250 000 рублей налогоплательщику необходимо заготовить 62 500 кг макулатуры в год, что при объеме образования макулатуры 14 кг на человека в год представляется
не реальным.
Подобное положение приводит к необоснованным затратам, связанным избыточным администрированием налоговыми органами собираемости НДФЛ с доходов от реализации макулатуры. Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация в области обращения с отходами может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.